
Вариантов много, но выбор ограничен
Афанасий Тарасевич, военный обозреватель
Вступление Украины в НАТО и возможный ответный ход России, похоже, стали дежурной темой в международной повестке. Трактовка этой темы варьируется в широком диапазоне: от официальных заявлений власть предержащих до весьма оригинальных предложений экспертов, да и просто неравнодушных людей.
Понятно, что единого мнения по этому вопросу нет и быть не может. А вот обзор подходов к решению этой проблемы представляет несомненный интерес.
Начнем с верхнего эшелона власти - российского руководства. По сути своего статуса оно должно формировать стратегию нашего отношения к дальнейшему расширению НАТО на восток за счет включения территории Украины в орбиту альянса. Такая стратегия есть. Правда, излагается она скорее не в жестких ультимативных формулировках – что на данном этапе большой игры совершенно правильно, - а в оценочных позициях, которые зачастую носят эмоционально окрашенный характер. Давайте конкретно и по порядку.
Во-первых, «Россия не может помешать вступлению Украины в НАТО», - так обозначил позицию Кремля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Во-вторых, возможное присоединение Украины к Североатлантическому альянсу – это не пустая «болтовня». Такой оценкой российский президент предостерегает некоторых комментаторов и экспертов от легковесного отношения, а зачастую и высмеивания стремления Украины к вступлению в НАТО. И уже как Верховный главнокомандующий приводит хотя и гипотетический, но, тем не менее, показательный пример: в случае размещения американских ракет на территории Украины, приграничной к России, их подлетное время до Москвы сокращается до 7-10 минут.
Развивая эту позицию, президент эмоционально задает конкретный вопрос: что делать России, если ей «ракеты суют прямо под нос»?
Концептуально - действовать на опережение. Еще более полувека назад ленинградская улица научила будущего российского президента одному беспроигрышному правилу: если драка неизбежна — бить надо первым. И на сей счет, надо полагать, у российского Генштаба есть не один вариант сценариев, известных Верховному главнокомандующему, но остающихся для нас неведомой военно-государственной тайной.
В-третьих, НАТО – ненадежный партнер. Не исключаю, что именно с легкой руки Путина мы и называем наших «заклятых друзей» партнерами, но они-то видят нас в ином статусе – противников и врагов.
Ненадежному партнеру веры нет. «Обманули!», - так оценил президент Владимир Путин обещание руководителей стран НАТО не расширять военную инфраструктуру альянса на восток. Как остроумно заметила официальный представитель внешнеполитического ведомства РФ Мария Захарова, а были ли среди западных коллег, которые заключали «джентльменские соглашения» о нерасширении НАТО, настоящие джентльмены?
За период своего существования НАТО предприняло уже четыре шага своей экспансии на восток, приближая военную инфраструктуру альянса к российской границе. Напомним. 1955 г. - Западную Германию принимают в НАТО. 1990 г. - альянс делает очередной шаг на восток за счет поглощения ГДР уже объединенной Германией. 1999 г. – к блоку присоединяются Венгрия, Польша, Чехия; 2004 г. – первые бывшие советские республики Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), а также Болгария, Румыния, Словакия и Словения становятся членами НАТО.
Возможное вступление Украины 31 членом НАТО может стать очередным, пятым шагом экспансии альянса в восточном направлении. И если Россия не может предотвратить этот шаг, то, по крайней мере, имеет возможность выразить свое категорическое несогласие с политикой НАТО, закрыв постпредство России в Брюсселе и структуры альянса в Москве. Фактически это разрыв дипломатических отношений России и НАТО.
В-четвертых, поскольку на каждом из этих этапов расширения НАТО на Восток все озабоченности Москвы, как сказал президент, были проигнорированы, Москва расценивает возможный прием Украины в Североатлантический альянс как нарушение «красной линии».
Что сиё означает? Это еще не ультиматум, но вежливое предупреждение и недвусмысленный намек на ответные действия. Какие? Дипломатический протокол «красных линий» не предусматривает конкретизации, оставляя адресата в неведении и догадках, одновременно предоставляя ему возможность оценить степень риска и нежелательные последствия его шагов.
Одно из них – возможная потеря Украиной своей государственности в случае перехода российско-украинских отношений в горячую фазу. Путин не конкретизировал это понятие, но с большой долей вероятности можно предположить, что это означает. Москва официально признает самопровозглашенные республики Донбасса. В результате Украина де-юре и де-факто теряет часть своей территории.
После официального признания и по просьбе руководства республик на их территорию с большой долей вероятноси будет введен российский воинский контингент с миротворческой миссией. Так, как это было сделано, например, в 90-е годы прошлого века в Приднестровье, в Абхазии и Южной Осетии.
Преступления украинских силовиков против граждан Донбасса, имеющих российские паспорта, а тем более против российского миротворческого контингента дают основания не только для возбуждения уголовных дел, но и для обеспечения их безопасности, а также ликвидации угроз путем ответных решительных действий российских войск. На какую глубину сопредельной украинской территории будут ликвидироваться угрозы, это уже отдельный вопрос.
Кстати, по поводу возбуждения уголовных дел. Это своего рода юридический инструмент «мягкой силы» по долговременному противодействию проекту «анти-Россия» и вступлению Украины в НАТО. С начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины и по конец октября этого года Следственный комитет РФ возбудил уже 462 уголовных дела. По ним в качестве подозреваемых и обвиняемых заочно проходят 111 человек, из которых 86 – должностные лица из числа высшего военного и политического руководства Украины.
«Вступление Украины в НАТО стало бы наихудшим сценарием. Это сценарий, который выходит за красные линии национальных интересов России. Это тот сценарий, который может вынудить Россию принять активные меры для обеспечения собственной безопасности», — так Кремль прокомментировал заявление Пентагона и слова украинского президента о том, что Незалежная будет в НАТО.
В чем заключаются «активные меры для обеспечения собственной безопасности», в Кремле не стали уточнять. Видимо, решили отдать это на откуп экспертному сообществу, мнения которого не всегда бесспорны, но, несомненно, интересны.
Прежде всего, это заход России в большой игре с «ракетных козырей». Как известно, российские ракеты «Искандер» развернуты в Калининградской области. Как писал американский журнал The National Interest, они могут поражать цели на территории Польши, на востоке Германии, на юге Швеции, в Латвии, Литве и Эстонии, а таже на большей части Балийского моря. Поскольку ракеты «Искандер» не несут ядерные боезаряды, риск ядерной конфронтации минимален.
Тем не менее, как отмечал Верховный главнокомандующий, в случае предельной угрозы нацбезопасности России ее ракеты накроют не только военные объекты НАТО, но и центры принятия решений. А они, как известно, не на Украине и не только в Европейском союзе.
В этой связи некоторые эксперты предлагают разместить ракетные, военно-воздушные и военно-морские базы на Кубе и в Венесуэле. На это, кстати, намекал и президент Путин в своем интервью летом, когда говорил о том, что подлётное время ракеты от Кубы до центрального промышленного региона США, до Вашингтона, - всего 15 минут.
Следующее предложение касается развертывания на территории Союзного государства РФ и БР (по согласованию с Минском) полноценной армии РФ у границ с Европой, а также дальнейшее проведение крупномасштабных учений типа «Запад-2021», которые, по словам военных аналитиков, произвели отрезвляющее впечатление на натовских стратегов.
Некоторые эксперты полагают, что налаживание более тесного сотрудничества в экономической, политической и военно-технической областях с Ираном, Северной Кореей и Китаем – странами, которые США оценивают как потенциальную угрозу своим национальным интересам, привнесет серьезный дискомфорт в военно-политическую жизнь Вашингтона и Брюсселя. Справедливости ради стоит сказать, часть политологов считает, что военный союз с этими странами невозможен.
В случае размещения натовских военных баз на территории Украины - а это, как мы видим, идет полным ходом еще до официального причисления Незалежной к альянсу - России придется перекраивать систему противоракетной обороны, усиливать группировку войск на юго-западных границах и в Черном море. Кстати, многие эксперты единодушны в том, что возращение Крыма – это стратегический ход России на опережение, важность которого со временем лишь возрастает.
Ну, и завершим обзор экспертных мнений весьма неоднозначным утверждением военного аналитика, бывшего офицера, который просил не называть его имени. «Мне кажется, честно говоря, что сменить режим (давайте говорить честно) в Украине на пророссийский проще, чем оккупировать её (то же НАТО считает, что Россия это сделает за три-семь дней) и содержать войска, утихомиривать всяких партизан и радикалов».
Ему оппонируют другие эксперты. «России остается рассчитывать лишь на то, что сами украинцы сменят свою власть на более адекватную, - считают они. - Более дружественную и независимую».
Ну, что ж, как говорят, поживем – увидим…
Оставить сообщение: